Какая чудная игра!  

На днях, если точнее, 3 и 4 июля сего года, состоялась премьера новой постановки Независимого Театрального Проекта под названием "Игра в правду" по пьесе Филиппа Лелюша. Режиссер спектакля Виктор Шамиров уже порадовал нас замечательным спектаклем "Ladies night", пятый год собирающим аншлаги по всей стране! И, думаю, я не ошибусь, если предскажу "Игре в правду" такую же судьбу. Спектакль шел 3 июля в г. Иваново, 4-го - в г. Ярославль и я специально поехала с друзьями на ярославский, потому что ждать запланированную в октябре премьеру в Москве мне показалось слишком долго. И то, что я там увидела, оправдало мои самые лучшие ожидания.
Холостяцкая комната в старом доме: обшарпанный стол без скатерти, несколько разномастных стульев, хромая табуретка, стопки книг на полу, магнитофон на подоконнике, два больших окна и распахнутая балконная дверь... В такой обстановке встречаются трое старых друзей - Толя (Гоша Куценко), Марк (Дмитрий Марьянов) и Гена (Константин Юшкевич).

На столе бутылочка русского национального напитка - водки, и немудрящая закуска - капуста, салатик, утка, которая на проверку оказывается курицей. И разговор трех немолодых уже мужчин. Они знакомы с института, у них много общих воспоминаний и, на первый взгляд, почти ничего общего в настоящем. Толя преподает в институте, не женат, пьет и выдает обычную курицу за утку с яблоками. Марк занимается бизнесом, разошелся с женой, у него есть дочь, дорогая одежда и часы и он неисправимый бабник. Гена продает машины, счастливо женат, двое детей и скоро будет третий, практичен, спокоен и скучноват. Мужские разговоры - женщины, машины, положение в стране, сексуальные фантазии, общие воспоминания, опять женщины. И оказывается, что Толя пригласил в гости женщину, Майю (Ирина Апексимова), в которую все они в юности, были влюблены. Она появляется, по-прежнему молодая и красивая, но... в инвалидной коляске. Мужские шуточки сменяют удивление, растерянность, страх, тяжелые паузы - всеобщая болезненная неловкость. Напряжение прорывается самым неожиданным образом - старой студенческой игрой "в правду", когда все по очереди задают друг другу по одному вопросу, но на вопрос этот ответить можно только честно. И всё меняется...

Вопросы становятся все серьезней и серьезней, простые вещи все сложнее и сложнее. Каждый в свое время сделал другому гадость: переспал с будущей женой, продал неисправную машину, не дал обещанных денег на научный проект. Все виноваты перед всеми - за несложившуюся жизнь, за неоправдавшиеся надежды...

Все первое действие смотрится как комедия, причем замечательная комедия! Уверена, что после премьеры спектакля в Москве найдутся критики, недовольные тем, что от первоначального текста пьесы осталось совсем немного, но, на мой взгляд, это правильно и это оправданно! Мы живем в России, а не во Франции, и юмор у нас должен быть наш, а не французский! Фразы из спектакля за пару месяцев разойдутся на цитаты и анекдоты, несколько фраз мне запали в память уже сейчас.

Второе действие, хоть и более серьезно, построено очень правильно - напряжение от тяжелых сцен разряжается шутками, причем очень вовремя и очень к месту. Драки, разборки, шуточные и настоящие, смех и слезы - здесь собраны обычные человеческие эмоции, не чуждые никому из нас.

И, если сразу после спектакля выходишь с ощущением того, что посмотрела просто комедию, то, по прошествии некоторого времени, начинаешь понимать, что не все так просто. Дружба, любовь, семья, верность, предательство, измена, мечты, крах надежд... Человеческая жизнь, четыре человеческие жизни мелькают мимо тебя и ты узнаешь в каких-то ситуациях себя самого. Кто ты есть? Вот, на мой взгляд, главная тема спектакля. Как меняются люди, как не похожи мы на самом деле на самих себя, как мы привыкли носить маску и снять ее боязно. А когда уже нет другого выбора и надо посмотреть на себя со стороны, становится совсем не по себе. Игра в правду обнажает те стороны человеческой натуры, которые мы сами стараемся от себя прятать - малодушие, трусость, жадность, привычку обвинять окружающих в своих грехах и в своих неприятностях. Как говорит герой Куценко, "я, когда на себя в зеркало смотрю, глаза отвожу..." Звучит это как шутка, а если задуматься, то страшно.

Не могу не сказать пару фраз об актерах - знаете, стоило ехать в Ярославль, чтобы это увидеть! Молодцы все! Милейший пьющий интеллигент Толя в исполнении Гошу Куценко как будто вышел из соседнего подъезда - у каждого из нас есть такой вот сосед, бывший инженер (педагог, ученый и так далее). Верю! Дмитрий Марьянов приятно удивил своим воплощением нагловатого очаровательного подлеца, над его репликами зал веселился от души, а на дивном монологе про собаку просто рыдал от смеха! Гена Константина Юшкевича тронул до глубины души резким взрывом эмоций во втором действии, в тот момент, когда зал совсем этого не ожидает. Ну и, конечно же, мои комплименты единственной даме, Ирине Апексимовой!

Как легко было бы в такой роли, сидя в инвалидном кресле, переборщить с жалостью к своей героине, с пафосом. Но нет! Сильная женщина в непростых обстоятельствах - это просто чудесно, я не могу представить на ее месте никого другого.

Да, в спектакле все кончается хорошо, но нелегко дается счастливый финал, и не всегда возможен он в жизни. Правда, та самая правда, которую герои узнали друг о друге, могла погубить их дружбу, если бы раскрылась раньше. Врать или не врать? Скрывать или говорить? Ложь во благо или правда во вред? Мы делаем этот выбор каждый день. И только после игры в правду уже ничего не будет как прежде.

06.07.2007
www.kino-teatr.ru

Используются технологии uCoz